Укладка асфальта в дождь ассоциируется с нарушением всех строительных норм. Устаревший СНиП советует класть покрытие при температуре не ниже +15°С, но на самом деле современные технологии позволяют выполнять работы даже при -10°С. Правда, ситуация с дорожным покрытием по-прежнему не радует автомобилистов. Разберемся, почему.
Технологический процесс
По способу укладки асфальтобетон бывает холодным и горячим. Опишем основные различия между ними.
- Температура. Для горячих бетонов минимальная температура смеси — 120°С, для холодных — 20°С.
- Состав. Вязкий битум добавляют в горячие смеси, жидкий — в холодные. Соответственно будет разница в прочности после укатки.
- Условия среды. Для холодной АБС допустимая температура до -15°С, а горячую нельзя класть при t<+5°С.
Горячий асфальтобетон нужно использовать в течение 3 часов, холодный хранится долгое время без изменения свойств.
При этом технология выполнения работ для этих двух видов асфальта не слишком отличается. Место тщательно расчищают и уплотняют, могут положить геотекстиль для повышения долговечности. Следующие слои — песок или щебень мелкой фракции, крупный камень (20-40 мм), битумная эмульсия для сцепления и сама АБС.
В дождь или холода основание зачищают от воды, а затем продувают специальной установкой до полной сухости. При этом температура смеси должна находиться в строго определенном диапазоне.
Вывод: технически укладывать асфальт в дождь можно, если это не ливень, но соблюдение всех условий — дорого и энергозатратно. Проще провести работы в летний период.
Причины разрушения
В описанной технологии есть нюансы. Пренебрежение любой из мелочей приводит к преждевременному разрушению покрытия. Приведем примеры.
- Экономия на битуме. Для холодной АБС по ГОСТу обработка основания эмульсией не обязательна, чем и пользуются, чтобы удешевить процесс. Иногда берут некачественный битум или обрабатывают им задолго до укладки. Из-за этого асфальт быстро трескается. В трещины попадает вода, снег — в результате он «расползается» на глазах.
- Недостаточность слоев. Иногда экономят на щебне или отсеве. Вместо крупного камня кладут, например, не 20 см, а 10, из-за чего дорога проседает в течение года.
- Качество и количество АБС. Несоответствие асфальтобетона нормативам — это закономерное снижение прочности и долговечности покрытия. Такое происходит из-за некачественных компонентов, проблем при предварительном дозировании, при неправильной доставке и т.д.
Выводы
Мы разобрали технологию укладки разных типов асфальтобетона. Подведем итоги: укладывать полотно в дождь и даже в снег можно, что подтверждает новый ГОСТ. Но делают это только при определенных условиях.
- Температура воздуха — для горячей смеси минимум +5°С, для холодной — -15°С.
- Доставка должна проводиться в надлежащих условиях. Недопустимо снижение температуры горячего асфальта или допущение расслоения АБС любого типа.
- Подготовка основания. Покрытие кладется на чистой выровненной площадке. Если есть лужи, их очищают от воды и продувают до сухости.
- Соблюдение технологии укладки «пирога». Слои щебня или отсева должны быть определенной толщины. Перед укладкой верхнего слоя обязательна обработка эмульсией.
Качество асфальтобетона играет большую роль. Наш завод следит за соответствием сырья требуемым характеристикам. Предварительное дозирование в узле контролирует оператор. Логистикой занимаемся сами, доставляем продукцию на своих машинах и соблюдаем условия перевозки.
Позвоните нам или оставьте заявку на сайте. Менеджер расскажет о смесях, согласует сроки и оформит заказ.