Для устройства дорог используются различные виды асфальтобетона. Они могут производиться как горячим, так и холодным способами, и после укладки требуют обязательного уплотнения, так как от этого зависит прочность будущего полотна. Однако существует такой стройматериал, который совершенно не требует трамбовки, потому как после заливки он самостоятельно набирает плотность, необходимую для эксплуатации. Таким материалом является — литой асфальт. Его использование в дорожном строительстве значительно экономит время укладки, ускоряя процесс создания дороги.
Состав литого асфальта
Литой стройматериал содержит в себе те же ингредиенты, что и классический АБ, однако в другом соотношении:
- битум — составляет 8-10%;
- минеральный порошок — 20-30%;
- щебень или песок — пропорции наполнителей подбираются в соответствии с условиями эксплуатации;
- специальные добавки.
Увеличенная доля содержания битума и минерального порошка в составе смеси способствует формированию полукаркасной структуры конечного продукта. Согласно технологии изготовления все компоненты должны быть перемешаны до однородной массы при температуре около 220°С.
В зависимости от вида используемого вяжущего вещества, литой асфальтобетон бывает:
- стандартным — содержит в себе теплоустойчивый не модифицированный битум;
- сероасфальтобетон — в его состав входит дорожный битум и модифицированная сера;
- полимерасфальтобетон — для его производства используется полимерно-битумное вяжущее;
- резиноасфальтобетон — роль основного наполнителя играет резиновая крошка, с помощью которой повышается износостойкость покрытия и долговечность.
Для изготовления литого АБ должен использоваться щебеночный наполнитель только из твердых пород, который соответствует таким параметрам:
- морозостойкость — F50;
- истираемость — И1;
- лещадность — не более 15% по массе;
- посторонние включение (глина, пыль) — 1%.
Правильно приготовленный асфальтобетон должен обладать вязкой консистенцией, быть подвижным и легко распределяться по поверхности подготовленного участка. Чтобы покрытие получилось ровным, его разравнивают при помощи специальной установки или вручную.
Технические характеристики
При застывании материал образует твердое, прочное и долговечное полотно, устойчивое к высоким нагрузкам и негативным внешним воздействиям. Главные преимущества литого АБ:
- высокая степень водонепроницаемости;
- экологичность;
- подвижность;
- устойчивость к колееобразованию;
- трещиностойкость;
- стойкость к резким перепадам температуры;
- отсутствие реакции с солями, кислотами, щелочами и другими химическими веществами.
Кроме того, такую смесь можно укладывать на старое покрытие и неровные поверхности и даже зимой, при температуре окружающей среды до -10°С. Средний срок службы правильно изготовленного полотна составляет 20-30 лет без ремонта.
Работы по созданию дорожного полотна должны производиться при температуре материала +190-250°С. Только так он обретет свою текучую текстуру и будет легко укладываться. Пользоваться дорогой можно уже через 12 часов после заливки. Для более быстрой просушки поверхности применяются инфракрасные нагреватели.
Сфера применения
Зачастую асфальтобетоны, приготовленные по литой технологии, активно используются при устройстве таких видов дорог, как:
- автомобильные;
- городские;
- велосипедные
- аэродромные.
А также в строительстве тоннелей, открытых и закрытых парковок, мостовых конструкций и площадей. В частности, такой асфальт применяют для проведения ямочного ремонта дорог.